Что такое псалтырь

Псалтырь, или Псалтирь – священная книга христианского Ветхого Завета, содержащая 150 псалмов – молитвенных песен, или «гимнов». В христианской Библии перед ней располагается книга Иова, а после Псалтыри – Книга Соломоновых притчей. В иудейской Библии – Танахе – находится в разделе Ктувим и именуется Тегилим («Хвалебный гимн»).

книга

Происхождение слова

Христианское название произошло от греческого названия древнего струнного щипкового инструмента – псалтерия, похожего на арфу или славянские гусли. Многие песни-молитвы Псалтыри исполнялись под его аккомпанемент. На нем прекрасно играл основной автор гимнов – царь Давид.

История создания

Легендарный иудейский царь Давид правил в XI–X вв. до н. э. Вдохновленный Святым Духом, он написал много псалмов, которые исполнял во время еврейских богослужений. Известно также, что Давид организовал три хора певцов и музыкантов, поставив в их главе выделяющихся музыкально-певческими способностями людей – Асафа, Емана и Идифума.

Ряд богословов считает царя Давида автором всех псалмов. Несогласные указывают, что некоторые сюжеты случились уже после его смерти. Это возражение может быть опровергнуто наличием у Давида дара пророчества, помогшего ему прозревать будущее.

Авторство Давида явно указано в 73 псалмах. В остальных упоминаются и другие авторы, в частности главный царский псалмопевец Асаф, привратники иерусалимского храма, именуемые «сынами Кореевыми», основоположник иудаизма Моисей. Талмуд добавляет к авторам и других исторических личностей – Адама, Мелхиседека, Авраама, Емана и Идифума. Формирование Псалтыри в ее нынешнем виде заняло несколько столетий.

Перевод Псалтыри с еврейского на древнегреческий язык был произведен во II в. до н. э. Этот перевод принято называть Септуагинта («Перевод 70 толковников (старцев)»).

Первые славянские рукописи Псалтири появились в IX в., а первая печатная книга – в конце XV в. в Черногории. На Руси Псалтырь наряду с букварем и Часословом постепенно стала обязательной книгой при обучении грамоте не только в церкви, но и в миру. Многие темы и цитаты из Псалтыри вошли в литературу и в пословицы.

К XVI–XVII вв. относятся первые попытки переводов церковнославянской Псалтыри на общепонятный русский язык, неодобрительно встреченные РПЦ.

фото

Содержание

Псалтырь представляет собой еврейскую поэму, гимны которой содержательно связаны между собой. Наряду с преобладающим прославлением Бога среди них есть мольбы (6 и 50), жалобы (43 и 101), проклятия (57 и 108), исторический обзор (105) и любовная песнь (44).

Псалтири свойственно единство восприятия жизни и общность религиозных тем, устремленность человека и народа к Богу как к наблюдателю и испытателю глубин сердца человека.

Псалмы принято разделять на три самостоятельные группы:

  • хвалебно-благодарные;
  • молитвенные;
  • наставляющие.

Еще одну группу составляют пророчески-мессианские гимны, относящиеся к грядущему явлению Христа. Но она не считается самостоятельной, поскольку мессианские элементы присущи многим псалмам из других тематических групп.

Значение для христиан

Чтение Псалтыри гораздо старше Иисусовой молитвы. Именно цитатами из Псалтыри отвечал Иисус на упреки иудейских ортодоксов во время земной жизни. Дохристианские монахи, как правило, знали Псалтырь наизусть. Это единственная книга Ветхого Завета, полностью входящая в богослужения в православии. Они строятся на Псалтыри, ведь нет ни одного обряда или таинства, обходящегося без псалмов.

Их авторы – люди, сумевшие установить особые отношения с Богом. Слова, с которыми они обращались к Создателю, – образец искренней и горячей молитвы. А к возможности живого молитвенного общения с Богом стремится душа каждого христианина. Ведь молитва и пост – оружия, оставленные нам Богом для противодействия козням дьявола. Псалтырь – старейшая богоугодная молитва, которую постоянно читают в храмах и дома.

Для большинства христиан Псалтырь – вторая по важности после Евангелия священная книга. Поэтому распространена практика совместного издания Евангелия или всего Нового Завета с Псалтырью.

Структура

Нумерация

Разделение текста на псалмы и, естественно, их нумерация различаются в иудейском (масоретском) варианте Тегилима и в греческом переводе Ветхого Завета – Септуагинте. Православная церковь основывается на греческой нумерации. Католики используют обе нумерации, а протестанты – масоретскую.

Оба варианта Псалтыри содержат 150 канонических псалмов. 151-й псалом есть только в Септуагинте.

в руках

Кафизмы

Псалтырь принято разделять на 20 разделов – кафизм («сидений» в переводе с греческого), во время чтения которых в церкви можно сидеть. Другое название – стихословие. Псалтырь разделена на кафизмы так, чтобы они были одинаковой длины. Поскольку псалмы бывают разной продолжительности, то их количество в кафизмах также бывает разным. В свою очередь, каждая кафизма разбивается на три раздела, называемых славами от возносимых славословий между ними. Цифры в нижеследующей таблице представляют деление Псалтыри на кафизмы.

Кафизма I Слава II Слава III Слава
I 1–3 4–6 7–8
II 9–10 11–13 14–16
III 17 18–20 21–23
IV 24–26 27–29 30–31
V 32–33 34–35 36
VI 37–39 40­­–42 43–45
VII 46–48 49–50 51–54
VIII 55–57 58–60 61–63
IX 64–66 67 68–69
X 70–71 72–73 74–76
XI 77 78–80 81–84
XII 85–87 88 89–90
XIII 91–93 94–96 97–100
XIV 101–102 103 104
XV 105 106 107–108
XVI 109–111 112–114 115–117
XVII 118.1–72 118.73–131 118.132–176
XVIII 119–123 124–128 129–133
IX 134–136 137–139 140–142
XX 143–144 145–147 148–150

Как видно, самый большой, 118­-й, псалом занимает всю 17-ю кафизму и, в свою очередь, состоит из 176 стихов. Больше всего псалмов – 15 – содержит 18-я кафизма.

Надписания

Надписаниями принято называть содержащиеся в псалмах пояснения с указаниями на жанр, авторство, технику и аккомпанемент исполнения псалмов.

В качестве жанра в более чем трети псалмов указывается песнь (мизмор в иудейско-арамейском оригинале). Псалмы, помеченные как песни, исполняли без музыкального сопровождения. При указании «псалом» подразумевался аккомпанемент псалтерия. Другие варианты – молитва (тфила), хвала (тхила). Другие указания жанров трактуются предположительно. Так, шигайон может значить как вид мелодии, так и музыкальный инструмент.

Упоминание имен необязательно указывает авторство. Например, надписание «ле-Давид» может говорить о том, что написанный другим автором псалом посвящен Давиду. Прямые указания на авторство Давида есть в 73 псалмах. Другое часто встречающееся надписание – «ла-менацеах» («в конец»). По преобладающему мнению специалистов, оно означает отсылку к руководителю («начальнику» в Синодальном переводе) хора левитов, исполнявших данный псалом.

Надписания о технике и музыкальных инструментах также воспринимаются условно. Дело в том, что древние мелодические формулы утеряны, а соответствие между старыми и нынешними музыкальными инструментами гипотетично. «Би-нгинот» и «аль-негинат» переводятся как «на струнных», «ль ха-нхилот» – «на духовых». В то же время «аль-аламот» («о тайных») вольно трактуется двояко – исполнять псалом высоким голосом или сопровождать музыкальным инструментом в высоком регистре.

Зачем читать Псалтырь

Многообразие содержания 150 гимнов Псалтыри издавна обращало на себя внимание отцов и учителей церкви. Богословы отмечали, что Псалтырь – квинтэссенция Ветхого Завета, вобравшая из него все самое ценное. Они писали, что соответствующие псалмы есть практически для всех случаев жизни и любого душевного состояния человека. Именно поэтому регулярное чтение псалмов – обязательный атрибут жизни истинного христианина.

Пример этому показал сам Иисус Христос. После Тайной вечери Он вместе с учениками, взойдя на Елеонскую гору, пел псалмы, положенные в еврейский праздник Песах. И в последние минуты земной жизни Иисус обратился к Отцу словами 21-го псалма. Примеру Учителя следовали и ученики: в частности, апостол Павел в посланиях пишет о важности регулярного псалмопения. А св. Августин говорил, что «любовь к псалмопению породила монастыри».

на столе

Правила чтения

В Православной церкви

В византийском обряде многие псалмы включены в богослужения суточного круга и, следовательно, читаются ежедневно. К таковым относятся:

  • в вечерне последовательно прочитываются псалом 103, затем 140, 141, 129, 116, далее – 33-й;
  • в начале утрени читается шестипсалмие из псалмов 3, 37, 62, 87, 102, 142, а в конце – псалмы 148–150;
  • канон предваряется 50-м псалмом;
  • полиелей – торжественная часть праздничной утрени, включает пение псалмов 134 и 135.

Большую часть часов, междочасий, повечерия и полунощницы составляют псалмы. Они входят в Божественную литургию и другие молебны.

118-й псалом («Непорочны») – непременный атрибут заупокойных богослужений. Этот огромный псалом читается полностью на панихиде и накануне родительских суббот.

Церковные таинства также сопровождаются пением псалмов. При крещении исполняется псалом 31, перед исповедью – 50-й, а при церковном бракосочетании – 127-й.

В монастырях принято прочитывать Псалтырь целиком за неделю. На утрени обычно читаются две, иногда три кафизмы (см. выше), а на вечерне – одна. Схема недельного круга церковного чтения кафизм по номерам такова:

  • суббота (утро): 1;
  • воскресенье: 2, 3;
  • понедельник: 4–6;
  • вторник: 7–9;
  • среда: 10–12;
  • четверг: 13–15;
  • пятница: 19, 20, 18;
  • суббота (вечером): 16, 17.

В Великий пост кафизмы читаются также и на часах. Правда, эти правила строго выполняются только в ортодоксальных монастырях, а также в старообрядческих общинах. В больших монастырях практикуется Неусыпаемая Псалтырь – непрерывное ее чтение сменяющими друг друга монахами.

в церкви

Дома

Со времен первых христиан Псалтырь широко использовалась и для домашнего чтения. Христиане нередко знали псалмы наизусть. Повсеместное распространение Псалтыри даже способствовало изучению по ней грамоты.

Препятствием к современному домашнему чтению Псалтыри может быть непонятность церковнославянского языка. Многие богословы тем не менее не советуют пользоваться его русским переводом. Они указывают, что только сделанный св. Кириллом и Мефодием церковнославянский перевод является богодухновенным, а следовательно, содержащим мистические откровения и прогоняющим нечистую силу.

С другой стороны, вряд ли можно считать оправданным полный отказ от понятного русского текста. Самое разумное – сочетать оба варианта Псалтыри. Этому очень помогают издания на церковнославянском языке с параллельным переводом на русский.

Другое препятствие – элементарная лень, которую рекомендуется преодолевать по тренировочному принципу. Чтение Псалтыри нужно начинать с малых доз, например начиная с одной Славы, постепенно увеличивая продолжительность чтения. Самое главное – делать это регулярно. Особенно рекомендовано чтение Пластыри во время постов.

Читать Псалтырь можно в любое время суток, в том числе и ночью. Ее лучше читать, стоя перед горящей свечой или лампадой. При необходимости не возбраняется делать это и сидя, вставая при чтении начальных и завершающих молитв, и на славах. Можно читать вслух или вполголоса, обязательно соблюдая ударения. Псалмы читаются монотонно, без выражения, чуть нараспев, без театрального пафоса. Домашнему чтению Псалтыри должны предшествовать и завершать особые молитвы.

страницы

Поминание о здравии и упокое

После чтения каждой кафизмы можно молиться за живых и усопших родственников и близких. После первой славы поминаются за здравие живые, а после второй – усопшие.

У гроба новопреставленного христианина до погребения полагается прочитать всю Псалтырь. Приглашенный священник затрачивает на это не менее 3–4 часов, во время которых от души усопшего отгоняются злые духи. Некоторые родственники заказывают полное чтение Псалтыри и на 40-й день.

Как указывалось выше, 17-я кафизма с 118­­-м псалмом читается только за усопших. В церковном богослужении они поминаются в его середине («Среде»), а в домашнем – во всех трех славах.

Какие псалмы для чего читать

Согласно преподобному Арсению Каппадокийскому (духовнику Паисия Святогорца), за каждым псалмом закреплена нужда, при которой его рекомендуется читать. Полный список всех псалмов и соответствующих им жизненных ситуаций приведен на сайте.

Когда и за кого нельзя читать Псалтырь

Есть период в десять дней, во время которого Псалтырь нельзя читать не только мирянам келейно, но и церковным служителям в храмах. Он начинается с Великого четверга Страстной недели и продолжается всю Светлую седмицу. На протяжении этих десяти дней книгу Псалмов не читают ни в храмах, ни келейно.

Нельзя читать Псалтырь за самоубийц. Что же касается некрещенных усопших и иноверцев, то за них допускается келейное чтение в домашних условиях.

Что такое псалтырь
Оцените статью
Скрепы - справочник по православию
Добавить комментарии