Рождество Пресвятой Богородицы

В 2024 году Рождество Пресвятой Богородицы отмечается 21 сентября.

Это самый первый из двунадесятых праздников, открывающий церковный год. Он исполняет ветхозаветные пророчества и является началом спасения человечества. Название ему – Рождество Пресвятой Богородицы. Рождение Матери Божией сделало возможным исполнение пророчеств о пришествии на землю Мессии – Иисуса Христа. Оно является первым по хронологии новозаветных событий, ведущих к спасению душ людских.

По старому стилю это непреходящее торжество празднуется 8 сентября.

В славянских традициях оно сливается с празднованием сбора осеннего урожая, поэтому сопровождается множеством народных примет.

У православных 22 декабря (9 декабря) празднуется зачатие Богородицы, в отличие от убеждений католиков, в православной вере оно не считается непорочным. Таковым является только лишь рождение Иисуса Христа.

изображение

Историческое содержание

Паремии (предсказания, отрывки из священных книг), которые читаются на службе этого праздника, отсылают к пророчествам о рождении Девы Марии. Среди них пророчества Иезекииля, притчи Соломоновы и «Лестница Иакова». Они доказывают неслучайность выбора для боговоплощения Девы Марии. Предсказывалось, что будет она из рода Давидова. Так и получилось: ее отец святой Иоаким как раз и был потомком легендарного царя. Ее мать Анна происходила из рода Аарона Матфана – первосвященника. Святая Елизавета, которой предстояло стать матерью Иоанна Предтечи, была ее племянницей, дочерью старшей сестры. К удивлению евреев, рождение той, что была так совершенна, чтобы впустить в мир воплощенного Бога, произошло в маленьком городке Назарете, доселе крайне мало прославленном даже внутри страны.

О рождении, как и о других фактах жизни Богородицы, сохранилось совсем немного сведений. Большая часть информации о событиях рождества почерпнута из апокрифического произведения II века – Протоевангелия, написанного Иаковом. В нем рассказывается история благочестивой, но бездетной пары. В ту пору считалось, что бездетные семьи имеют тайные пороки или грехи, из-за которых Бог не дает им детей. После отказа первосвященника принять от бесчадного Иоакима жертву – дар Богу, опечаленный, он на 40 дней удалился в пустыню, там постился и истово молил о даровании потомства.

Его жена Анна, остававшаяся дома, страстно молила о том же. Она винила себя в бесплодии и скорбела о том. Явившийся одновременно обоим ангел поведал, что их искренняя молитва услышана и им будет дарована дочь, которую нужно назвать Мария. Он же рассказал им, что будет их чадо «превыше всех земных дочерей» и прославлено во всех народах. По велению ангела супруги отправились в Иерусалим, встретились там у Золотых ворот и поведали друг другу удивительную историю о видении ангела. Ребенка, которого Анна зачала после этого, пара пообещала посвятить Богу, отдать в Иерусалимский храм для службы и обучения. Что и было сделано, когда Марии исполнилось 3 года.

фото

История установления праздника

На Востоке первое упоминание праздника Рождества Богородицы отыскивается в словах святого Прокла и датируется V веком. Как и большинство других Богородичных праздников, в Византии его начали отмечать в VI–VII веках. К сожалению, до наших дней не сохранился кондак, сочиненный Романом Сладкопевцем. Поэтому в современных церквях поются более поздние тексты. Древность праздника доказывает и текст праздничного тропаря, одинаковый для православных и католиков. Для двух отличающихся церквей это один из редчайших случаев полного совпадения песнопений. У католиков долгое время это празднество не имело большого распространения. Его торжественные службы были официально установлены только в XIII–XII веках.

Православные и католики указывают два разных места в Иерусалиме, определяя их как место, где стоял дом Анны и Иоакима. Оба они находятся у Львиных ворот в Старом городе, который сегодня является Мусульманским кварталом. На месте, выбранном православными, находится монастырь, посвященный святой Анне. Первый этаж его занимает храм, посвященный этой святой. Под ним располагается пещерка. По преданию, она была частью дома родителей Марии. В том месте, на которое указывают католики, сейчас стоит базилика Анны.

Смысл празднования

Суть празднования в том, что отмечается начало спасения человеческого. Иисус Христос не смог бы совершить его, если бы сначала не было согласия Пресвятой Марии на его вочеловечивание, воплощение в образе людском. Ведь без такого согласия, без человеческой свободы Господь не делает ничего.

Богослужение

Рождество Богородицы – это не одна лишь дата 21 сентября. Празднование начинается до нее, одним днем предпразднества, то есть подготовкой к празднованию. И продолжается после еще четырьмя днями попразднества. Они нужны для размышления о сути праздника, его событиях и духовного совершенствования. Отдание праздника происходит в том же месяце, 25-го числа. При этом проводится торжественное богослужение, отчасти повторяющее праздничное, но несколько скромнее его. При этом снова задумываются над образом Матери Божией, вспоминают ее смирение и жертвенность, любовь и беспрекословное принятие Божьей воли.

Традиции отдания (отдачи, возвращения) праздника восходят к Ветхому Завету. Уже там было сказано о том, что после праздничного дня и попразднества, проведенного в молитвах и раздумьях, можно снова вернуться к мыслям и настроениям праздника.

Молитвы

Для богослужения используются тексты из Минеи сентября и Минеи праздничной, посвященной Рождеству Девы Марии. Как в других службах, совершаемых в двунадесятые праздники, в эти дни звучат специальные праздничные молитвы, обращенные к Матери Божией. Поется тропарь, сохранившийся с V–VI веков праздничный кондак и происходит торжественное величание Богородицы.

молитва

Иконография

Иконография образа требует изображения новорожденной Марии и святой Анны. Ее обычно рисуют на ложе, полулежащей. Дева Мария предстает на иконе спеленутым младенцем на руках повитухи рядом с кроватью Анны или перед ней. Чаще всего рядом изображается святой Иоаким. Но на некоторых версиях его может и не быть. Его позы на разных иконах могут отличаться. Фигуры без нимбов показывают повитух, купающих младенца, прислужниц, несущих разные предметы, и жен, принесших дары роженице. Зачастую их рисуют уменьшенными по отношению к святым, чтобы подчеркнуть величие и святость героев этого священного сюжета. Часто крупно написанный, помещенный в центр композиции сюжет рождества оказывается окружен клеймами (маленькими законченными композициями на полях иконы), в которые вписаны другие сюжеты истории. Среди них отказ первосвященника взять жертву у Иоакима, его мольба в пустыне, отчаянная молитва Анны в саду, явление ангела каждому из супругов, их встреча после благовестия, ласкание Марии, на котором Богородица-младенец сидит на руках ее святых родителей, и др.

икона

Православные традиции

Верующему человеку чрезвычайно важно сходить в этот день в храм, побывать на праздничной службе. В бездетных семьях считают, что в этот день молитвы Пресвятой Богородице о рождении детей особенно действенны. Но православные священники все же советуют обращаться к Богу каждый день, постоянно оставаясь верующими и доверяющими Богу православными христианами, а не надеяться на чудо лишь в какие-то особенные дни.

Повсеместно распространенные «строгие» запреты, не позволяющие в этот день работать, брать в руки нитки и пряжу, принуждающие привязывать к принесенной на церковную службу свече записку с сокровенным желанием и др., не более чем обычные суеверия, никак не связанные с православной верой. Не стоит грешить, выполняя их. На самом деле на работу в этот день нет прямого строгого церковного запрета. Важно лишь, чтобы она не заменяла молитву и посещение службы в храме, чтобы не отвлекала от мыслей о Боге.

Как и в любые будничные и праздничные дни церковного года, нельзя допускать грешные помыслы и дела. Стоит воздержаться от скверных привычек, пьянства, курения и др. Нельзя гневаться, ссориться, завидовать, лгать и сквернословить. Праздничные дни принято посвящать молитве, праздничной радости и делам милосердия. Подать милостыню можно не только деньгами, едой или вещами, но и помощью. Например, помочь инвалидам или старикам. Конечно же, никто не осудит человека, работающего для такой благой цели.

В день Рождества Богородицы венчаться можно, но нежелательно. В дни двунадесятых праздников венчания стараются не проводить, поскольку все заняты празднованием, храм бывает наполнен людьми и священники более заняты, чем в другие дни. Чтобы получить разрешение совершить таинство венчания именно в этот день, придется специально договариваться со священником.

Народные традиции и приметы

По народной традиции в это время отмечают Осенины. Это своеобразный день благодарения Матери Сырой Земли за урожай. К этому времени уже заканчивается его уборка. Это время завершения теплых дней, окончательного установления осени. Крестьянам погода в Рождество Богородицы давала важные приметы, предсказывала, какой будет осень и зима.

  • Дождь в день Рождества Девы Марии предрекает еще 40 дождливых дней и раннюю морозную зиму.
  • Теплый ясный праздничный день сулит сухую долгую осень.
  • Туман поутру к переменчивой погоде с дождиками.
  • Ясное звездное небо к похолоданию.
  • Если утренняя роса быстро высохла, зима будет бесснежной.
  • Птицы летают низко – к скорому похолоданию. Если парят высоко, тепло еще продлится.

Что можно есть на Рождество Богородицы

Специальных ограничений в еде на этот праздник не накладывается. Здесь надо смотреть, не попадает ли он на постный день, и уже тогда нужно руководствоваться ограничениями постного меню.

Праздник Рождество Пресвятой Богородицы так же тих и скромен, как и она сама. Вокруг него не бывает большого предпраздничного шума, веселой суеты в поисках разнообразных подарков и самого лучшего поздравления, нет пышных блестящих украшений, но от этого он не менее важен для верующей души. Если обратить внимание, можно увидеть, что церковный год начинается с Рождества Богородицы и заканчивается ее Успением. Это лишний раз доказывает, насколько важным является почитание Пресвятой Богородицы для каждого православного христианина.

Рождество Пресвятой Богородицы
Оцените статью
Скрепы - справочник по православию
Добавить комментарии