Неделя о мытаре и фарисее

В 2024 году неделя о мытаре и фарисее начинается 25 февраля и заканчивается 02 марта.

Под неделей о мытаре и фарисее понимается как первое из четырех воскресений подготовки к Великому посту, так следующая вслед за ним сплошная седмица. Неделей когда-то назывался день воскресенье. Событие отсчитывается от Пасхи, поэтому каждый год приходится на разные даты.

Название связано с одной из евангельских притч, которыми часто пользовался Иисус в общении с учениками и народом. В их простой форме Он проповедовал людям глубокие истины.

изображение

Притча о мытаре и фарисее

Содержание

В первое подготовительное воскресенье Церковь вспоминает притчу о мытаре и фарисее, приведенную в Евангелии от Луки (Лк. 18:10—14).

Неделя о мытаре и фарисее

Во времена Иисуса мытарями называли сборщиков дани для римского императора. Иудеи были народом, подневольным Римской империи, поэтому евреи-мытари считались коллаборационистами. Их профессия нарушала иудейские каноны о единственно допустимой для евреев подати – в пользу Иерусалимского храма. К тому же многие сборщики при взимании податей обирали своих соплеменников в свою пользу. Социальный статус мытарей был очень низок: Талмуд даже приравнивал их к греш­ни­кам, языч­ни­кам и блудницам и рекомендовал отлучать от синагог.

Совсем иное положение в еврейском обществе занимали фарисеи. Они относились к знати и были уважаемыми учеными, толкователями и разъяснителями иудейских законов. Их отличала набожность и тщательное исполнение внешних обрядов.

фарисей

Толкование

Притча говорит о том, что внешняя праведность – далеко не всегда показатель любви к Богу и ближнему. И наоборот: грешный образ жизни вовсе не исключает искреннего покаяния. Молитвы таких грешников будут услышаны (вспомним, например, Марию Магдалену).

Притча Иисуса – суровое обличение смертного греха гордыни. Всеми презираемый мытарь глубоко осознавал свою греховность и искренне каялся перед Богом, даже не смея поднять глаза на небо. Молитва же фарисея – сплошное самолюбование человека, считающего, что он совершенен. Несмотря на дежурные слова благодарности Богу, фарисей в глубине души считает, что Бог ему уже не нужен, ведь он исполняет все внешние признаки благочестия.

Молитва и пост не должны быть отравлены самовосхвалением. Поэтому перед ними необходимо навести порядок в собственной душе.

Духовный смысл

В притче о мытаре и фарисее Христос предостерегает от широко распространенного фарисейства, свойственного почти каждому из нас. Фарисей считает себя образцом, на который должны равняться другие люди.

Как правило, он делает свои добрые дела в присутствии свидетелей, которые могут рассказать о них. Он любит говорить о помощи бедным, но сам делает это только публично. Слово «фарисей» стало синонимом лицемерия, которое пронизывает всю жизнь современного человечества.

Значение недели

Путь христианина к Богу бесконечен. Все кажущиеся добродетели фарисея – ничто в сравнении с духовными подвигами святых. Они знали о необходимых условиях для них – смирении и покаянии – и об их несовместимости с гордыней. Господь откликается только на ту молитву, которая произносится со смиренным сердцем, сознающим свою греховность перед Богом. И добрые дела не ценятся, если они направлены на удовлетворение собственного тщеславия.

В то же время чувство, с которым молился мытарь, единственно правильное. Недаром слова его молитвы (см. выше) включены в утреннее правило православного христианина.

Особенности седмицы

Неделя (седмица), следующая после Воскресенья мытаря и фарисея, относится к сплошным, или всеядным. Можно кушать все: не соблюдается даже привычный пост по средам и пятницам.

Следующие предпостные седмицы продолжают подготовку к Великому посту. Их литургические темы направлены на покаяние по примеру мытаря, поиск и уничтожение в душе гордыни, свойственной фарисею.

Неделя о мытаре и фарисее
Оцените статью
Скрепы - справочник по православию
Добавить комментарии