Киевские князья Аскольд и Дир

Информация о легендарных киевских князьях, правивших Киевом в IX веке, полна загадок и противоречий. Согласно дошедшим до нас историческим сведениям, Аскольд и Дир были варягами по происхождению: некоторые источники утверждают, что братья были дружинниками князя Рюрика – упоминания об этом содержатся в знаменитой «Повести временных лет». Однако в Новгородской летописи указано, что они вовсе не имели отношения к Рюрику и жили в Киеве еще до призвания варягов. Все это делает Аскольда и его соправителя одними из самых загадочных исторических личностей в истории Древней Руси.

братья
Аскольд и Дир на Киевском берегу

Как братья Аскольд и Дир стали правителями Киева

В один из дней Аскольд и его брат Дир отправились в Константинополь. Во время путешествия по славянским землям они попали в один из маленьких, но очень красивых городков на берегу Днепра: этим городом был современный Киев. Аскольду и Диру очень понравился живописный город, поэтому дружинники решили остаться в нем. Они узнали, что наречен населенный пункт был в честь Кия, который некогда основал этот город со своими братьями и сестрой. Также варяги узнали и о том, что местные жители до сих пор платят дань хазарам. Аскольд и Дир сумели освободить киевлян от хазарского гнета и сами стали правителями нового киевского государства.

Первый поход на Византию

Недолгое время князья правили новым государством в мире и согласии: непривычна для них была размеренная мирная жизнь, из-за чего братья приняли решение организовать поход на Царьград. Князья собрали дружину и отправились в военный поход. Воинам удалось застать врасплох жителей Константинополя: их правитель Михаил III в то время находился у восточных границ государства вместе со своим войском. Войско киевских князей свободно подошло с моря к городским стенам Царьграда и высадилось в беззащитных предместьях столицы.

Несмотря на то, что начало военной кампании было удачным, вскоре войска русской дружины покинули окрестности осажденного города: возможно, так подействовала весть о приближающейся морской буре, а может быть – известия о том, что император Михаил III со своим войском приближался к столице Византии. Старинные русские летописи датируют этот поход 866 годом, однако византийские источники называют другую дату первого русского похода на Константинополь – 860 год.

Убийство киевских князей

Согласно летописям, после неудавшегося похода на византийскую столицу князья продолжили свое правление в Киеве. Оно подошло к концу после того, как в Новгороде умер князь Рюрик. Его преемник Олег, впоследствии получивший прозвище Вещий, был опекуном сына Рюрика – маленького Игоря. Будущий правитель русского государства не решился захватить Киев силой: хитростью выманил он Аскольда и Дира из-за городской стены, после чего их немногочисленная охрана была перебита, а сами князья были взяты в плен.

Олег сказал князьям, что они не знатного рода, поэтому не могут управлять городом. После этого Олег указал на наследника князя Рюрика и объявил его будущим правителем Киева. Князья Аскольд и Дир были убиты, а Олег объединил почти все славянские земли под своим правлением. Место, на котором были убиты киевские князья, до сих пор называют Аскольдовой могилой.

убийство
Смерть Аскольда и Дира. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839 г.

Исторические сведения о принятии князьями христианства

Некоторые из византийских исторических источников рассказывают о том, что русские войска неспроста оставили осажденный Константинополь и прекратили военные действия. Согласно преданию, события развивались следующим образом: патриарх Фотий взмолился Господу, и Тот послал бурю, разметавшую корабли русских войск и нанесшую им значительный урон. После этого патриарх Фотий отправил к русским войскам послов, а затем сами князья и их воины приняли христианство. После крещения князь Аскольд получил имя Николай; известия о новом имени соправителя Аскольда, князя Дира, до нас не дошли.

Вопрос о канонизации киевских князей впервые был поднят в 2010 году. Была создана специальная комиссия, собиравшая документы для канонизации братьев как мучеников за веру во Христа. Ряд киевских ученых поддержал эту инициативу, однако УПЦ Московского патриархата до сих пор не вынесла решения по этому поводу.

Так что же сделали киевские князья для Руси

Братья Аскольд и Дир внесли значимый вклад в историю Русского государства, смогли освободить жителей Киева от хазарского гнета, организовали первый поход на Царьград и, возможно, стали первыми киевскими князьями, принявшими христианство. Тот факт, что историки расходятся во мнениях и апеллируют к разным источникам, только повышает популярность правителей в народе даже спустя много веков: судьбы киевских князей Аскольда и Дира полны загадок и секретов, которые историкам еще предстоит разгадать.

Киевские князья Аскольд и Дир
Оцените статью
Скрепы - справочник по православию
Добавить комментарии