Воздвижение Креста Господня

В 2024 году Воздвижение Креста Господня отмечается 27 сентября.

Праздник под именем Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня был установлен в честь его обретения в 326 г. в районе горы Голгофа в Иерусалиме. С VII в. событие праздника дополнили возвращением этого креста из Персии. Название связано с ритуальным поднятием (воздвижением) реликвии во время молитвы.

икона

История праздника

В правление императора Константина Великого в Римской империи христианство перестало быть преследуемой религией, став государственной. Константин и его мать Елена возжелали увековечить в Иерусалиме память о Страстях Господних. В 326 г. царица Елена направилась в этот город в надежде отыскать крест (древо), на котором был казнен Христос.

Обретение креста

После воскресения и вознесения Христа это древо было утеряно. Христиане преследовались, а места, где происходили великие евангельские события, оказались в забвении и застраивались языческими жертвенниками.

В 70 г. Иерусалим был практически стерт с лица земли римлянами и даже переименован в Элия Капитолина. Прежнее имя было возвращено городу лишь с воцарением императора Константина.

По еврейскому обычаю после распятия орудия казни зарывались в землю вблизи места ее совершения. Прибывшая в Иерусалим в 326 г. царица Елена начала свои поиски в районе Голгофы. Ей показали старого иудея, который, по словам окружающих, знал о месте сокрытия древа. Тот заговорил только после продолжительных уговоров и даже пыток. По его словам, орудие казни ненавистного ему «назарянина» было перенесено в пещеру близ Голгофы и завалено мусором и землей. Место это находилось под выстроенным позже языческим храмом Венеры.

По приказу Елены капище было разрушено, а пещера откопана. В ней действительно нашли три древа и отдельную табличку «Иисус Назорей, царь иудейский». Как известно, она была на кресте Спасителя, а на двух других были распяты разбойники. Нужно было определить, на каком из трех древ был казнен Иисус.

Елена и патриарх Иерусалима Макарий не сомневались, что Бог поможет им найти искомый. Они начали подносить находки к тяжелобольной женщине. При поднесении третьего древа она выздоровела. Более того, этот же крест, возложенный на умершего, воскресил его. Согласно церковному преданию, это произошло 19 марта 326 г.

Свидетели этих чудес сначала не верили собственным глазам, а затем начали поклоняться животворящему кресту. У места его обретения столпилось множество христиан, которые просили патриарха показать древо и им. Макарий встал на возвышенность и несколько раз поднимал (воздвигал) его. Так было положено начало празднику Воздвижения Креста Господня.

Увиденное потрясло и иудея, указавшего на место нахождения реликвии. Он стал христианином, впоследствии – епископом Кириаком. В период возобновления римским императором Юлианом Отступником антихристианских гонений он стал их жертвой.

После этого царица Елена осуществила намерение свое и Константина и построила христианские храмы, в частности Воскресения Христова с включением в него Гроба Господня и Голгофы. Праздник Воздвижения епископы решили отмечать в день его освящения – 14 (27 по новому стилю) сентября.

Часть обретенного креста Елена оставила в храме Воскресения Христова, а другую часть (средокрестие) увезла в Константинополь для сына. По пути она подарила несколько малых частиц древа монастырям, через которые проезжала.

Возвращение креста

В конце IV в. при разделе Римской империи Иерусалим отошел к Византии. В 614 г. Иерусалим захватили и разорили персы, а древо они забрали с собой как военный трофей. Византийскому императору Ираклию только через 14 лет удалось его отвоевать. Вступивший в Иерусалим Ираклий захотел сам вернуть древо в храм Воскресения Христова.

После проезда иерусалимских Золотых ворот неведомая сила остановила императора. Явившийся ему ангел сказал, что Господь не так нес свой крест на Голгофу. Император спешился, снял царскую одежду и в рубище пешком понес древо к храму.

фото

Дальнейшая судьба иерусалимского фрагмента креста

Однако злоключения древа на этом не закончились. В том же году на Иерусалим напали арабы. Чтобы спасти святыню, ее разделили на части и вывезли. Одна из них много позже вернулась в Иерусалим.

В самом конце XI в. город захватили крестоносцы. Они, однако, не смогли сохранить реликвию. В конце следующего столетия крестоносцы были разгромлены мусульманскими армиями Саладина. Взятое рыцарями для вдохновения на битву при Хаттине древо попало в руки мусульман. По некоторым сведениям, они впоследствии продавали его частицы европейским христианским монархам.

В настоящее время наиболее существенные фрагменты креста находятся в храме Гроба Господня Иерусалима и в музее Элладской Патриархии в Греции.

Значение праздника

Воздвижение Животворящего Креста Господня – единственный великий христианский праздник, посвященный не евангельским событиям, а фактам последующей церковной истории.

Воздвижение, как и другие церковные праздники, обращается к сердцу христианина, побуждая раскрыть его для Христовой любви. Ведь именно она помогла Христу принести свою великую жертву для спасения погрязшего в грехах человечества. Поэтому христианин не должен ограничиваться благочестивой жизнью: таковую вели и многие иудеи, исповедовавшие ветхозаветные законы.

Истинный христианин должен нести свой жизненный крест. Ведь крест означает лестницу на небо. А Бог дает крест каждому по его силам.

Крест – свя­ты­ня христианина и его духовный все­по­беж­да­ю­щий меч. Та­ким его сде­лал для нас Хри­стос сво­ей смер­тью и стра­да­ни­я­ми на нем. Всю жизнь каж­дый хри­сти­а­нин но­сит эту реликвию как зна­ме­ние Хри­сто­вой по­бе­ды и на­шей си­лы. Каж­дое де­ло мы на­чи­на­ем и окан­чи­ва­ем крест­ным зна­ме­ни­ем, де­лая все во сла­ву Хри­сто­ву.

Богослужение

В Православной церкви

Воздвижение Креста Господня относится к числу господских (посвященных Богу) двунадесятых праздников. Он имеет фиксированную дату – 27 сентября, один день предпразднества и семь дней попразднества. Принято также выделять субботу и воскресенье («неделю») перед Воздвижением.

Как любой двунадесятый праздник, он всегда отмечается отдельно, не соединяясь с другими памятными датами. Так, именно в Крестовоздвижение скончался св. Иоанн Златоуст, но день его памяти отмечается на следующий день.

Накануне праздника положено совершение всенощного бдения, а в день праздника – литургии. Этот праздник напоминает как о страданиях Господа, так и о Его победе над смертью. Священнослужители отправляют богослужение в фиолетовом или темно-красном облачении, покровы таких же цветов – на алтаре и аналое. Молящиеся женщины покрывают головы платками темных тонов.

богослужение

Стихиры и канон к празднику создали известные авторы церковных песнопений Феофан и Козма. Кульминация службы – вынос креста из алтаря в конце вечерней службы. Священник возлагает святой крест на приготовленный в середине храма аналой и совершает перед ним каждение. После этого происходит поклонение реликвии.

Бдение – богослужение, соединяющее вечерню с утреней. В праздник Крестовоздвижения оно имеет некоторые особенности:

  • перед началом крест помещается на престол алтаря;
  • во время утрени Евангелие читается священником за алтарем и не выносится на середину церкви;
  • во время чтения канона не совершается помазание верующих елеем.

Имеет свои особенности и литургия Крестовоздвижения:

  • происходит пение тропаря кресту:
  • евангельское чтение посвящено распятию (Ин. 19);
  • по окончании службы как священнослужители, так и прихожане совершают земные поклоны.

Обычные приходские церкви на Крестовоздвижение ограничиваются поклонением кресту по чину (порядку богослужения) Крестопоклонной недели. Особый чин Воздвижения Креста совершается только в соборных храмах, где службу отправляет митрополит или епископ. Исключение – Греция: во всех ее церквях отправляется этот особый чин.

В Католической церкви

Обычно богослужение начинается с утрени. Если 14 сентября совпадает с воскресеньем, то служба начинается накануне вечерни. Тексты мессы и оффиция (служб суточного круга) похожи на использующиеся в последние две недели до Пасхи.

В первом ноктурне утрени после отрывков из книги Чисел читается респонсорий с упоминанием возвращения древа из Персии. Во втором ноктурне представляется история возвращения креста, а в третьем – проповедь Римского папы Льва Великого.

Праздничная месса регламентирована богослужебной книгой миссаль. В нее входит чтение отрывков из посланий апостола Павла к Галатам и Филиппийцам, сопровождаемое коленопреклонением, Евангелия от Иоанна и префации о Святом Кресте.

Молитвы

Молитва первая

Воздвижение Креста Господня

Молитва вторая

Воздвижение Креста Господня

Иконография

Первоначально в византийских и русских иконах IX–X вв., посвященных празднику Крестовоздвижения, изображался эпизод соответствующего чина, совершавшегося в константинопольском соборе св. Софии. На таких иконах древо находилось на алтарном престоле.

К XV–XVI вв. в русской иконописи преобладающим стало вертикальное изображение креста в поднятых руках патриарха на фоне храма. Этим патриархом необязательно изображался реальный константинопольский: им мог быть Макарий Иерусалимский и даже Иоанн Златоуст, как известно, скончавшийся в день праздника. По обе стороны или справа от него – царица Елена и император Константин.

Ниже изображены другие священнослужители и поклоняющиеся Кресту прихожане. Иногда можно увидеть исцеленную крестом женщину и воскрешенного мужчину (см. выше).

изображение

На некоторых иконах изображается эпизод обретения креста царицей Еленой. Рядом можно видеть епископа Макария и пещеру, в которой было зарыто древо. Другой вариант – Елена и Константин, держащие крест. Подобная мозаика есть в Исаакиевском соборе Петербурга.

Народные традиции и приметы на Руси

В празднике Крестовоздвижения переплетаются церковные и народные традиции. В этот день издавна было принято основывать церкви и часовни, а также воздвигать кресты на строящихся церквях. Устанавливались и придорожные кресты в знак благодарности за избавление от напастей, а поля обходились с иконами и молитвами.

крест

Праздник 27 сентября в народе имел альтернативные названия. «Осенины», или «Ставров день», считался последним днем бабьего лета. Воздвижение именовали Сдвижением, считая этот день сдвигом хлеба с поля на гумно, т. е. началом молотьбы. Поверье гласило, что именно 27 сентября змеи зарываются в землю. Ворота и двери тщательно запирались, чтобы пресмыкающиеся случайно не заползли внутрь.

Пост в этот день, безусловно, соблюдался: в пищу употребляли в основном капусту. Считалось, что 27 сентября не следует браться за новые важные дела. Крестьяне в этот день не ходили в лес, опасаясь нечистой силы. Считалось, что Леший подсчитывает животных в своих владениях и, увидев человека, он разозлится на него.

Что можно, а что нельзя есть на праздник

Крест не только символ последующей победы Христа над смертью, но и орудие страшных страданий Спасителя. Однодневный пост с безусловным исключением алкоголя в день Крестовоздвижения посвящен этой ипостаси креста.

Строгость поста определяется днем недели, на который праздник выпадает. В среду и пятницу положено строгое сухоядение. В другие дни недели христиане должны отказаться от мяса, рыбы, птицы и яиц. Блюда можно готовить только на растительном масле.

27 сентября на столе преобладали капустные блюда – постные щи, квашеная, жареная или тушеная капуста, салаты, пироги и вареники с капустой. Не возбранялось делать голубцы с грибной начинкой.

Воздвижение Креста Господня
Оцените статью
Скрепы - справочник по православию
Добавить комментарии