Рождество Иоанна Предтечи

По православному календарю отмечается ежегодно 7 июля (по старому стилю 24 июня).

Рождество Иоанна Предтечи (также Рождество Иоанна Крестителя, День святого Иоанна) – христианский праздник, отмечаемый в честь рождения Иоанна Крестителя.

По принятой классификации является великим недвунадесятым непреходящим праздником, отмечаемым в православной, римско-католической, англиканской, и лютеранской церквях.

История праздника

Христиане интерпретируют жизнь Иоанна Крестителя как подготовку к пришествию Иисуса Христа, а обстоятельства его рождения, записанные в Новом Завете, являются чудесными. Центральное место Иоанна в Евангелии видно из того, какое внимание Лука уделяет объявлению о его рождении и самому событию, причем оба события расположены в заметной параллели с теми же событиями в жизни Иисуса.

Единственный библейский рассказ о рождении Иоанна Крестителя содержится в Евангелии от Луки. Родители Иоанна, Захария или Захарий – еврейский священник – и Елизавета, не имели детей и оба были уже вне возраста деторождения. Во время служения Захарии в Иерусалимском храме он возлагал благовония на золотой алтарь в Святом месте. Ему явился архангел Гавриил и объявил, что у него и его жены родится ребенок, и что они должны назвать его Иоанном, имя, которое было незнакомо в семьях Захарии и Елизаветы.

картина

Однако, поскольку Захария не поверил посланию Гавриила, он потерял дар речи до самого рождения Иоанна. Тогда его родственники захотели назвать ребенка в честь отца, и Захария написал: “Имя ему Иоанн”, после чего к нему вернулась способность говорить (Луки 1:5-25; 1:57-66). После того, как Захария послушался Божьего повеления, он получил дар пророчества и предсказал будущее служение Иисуса.

Рождество Иоанна Крестителя наступает через три месяца после празднования Благовещения, когда ангел Гавриил сообщил Марии, что ее двоюродная сестра Елизавета находится на шестом месяце беременности, и за шесть месяцев до празднования Рождества Христова. Цель этих праздников – не праздновать точные даты этих событий, а просто отмечать их во взаимосвязи. Рождество Иоанна Крестителя предваряет праздник Рождества Христова.

Рождество Иоанна Крестителя – один из древнейших праздников христианской церкви, указанный Собором в Агде в 506 году как один из главных праздников этого региона, где он был днем отдыха и, как и Рождество, отмечался тремя мессами: бдением, на рассвете и в полдень.

Это один из покровительственных праздников Мальтийского ордена.

В Православии

В Православной церкви и других восточных христианских церквях святого Иоанна Крестителя обычно называют Иоанном Предтечей. Этот титул указывает на то, что целью его служения было подготовить путь для пришествия Иисуса Христа. В византийском обряде праздник его Рождества отмечается 24 июня. Это большой праздничный день, который отмечается всенощным бдением. Послепразднество длится один день. Праздник обычно выпадает на Апостольский пост (в православных церквях, придерживающихся юлианского календаря, этот праздник всегда выпадает на Апостольский пост).

Помимо рождения Иоанна Крестителя, в византийском обряде есть следующие памятные даты, связанные с жизнью Иоанна Крестителя:

  • 7 января – Синаксис Иоанна Предтечи (основной праздничный день, сразу после Богоявления 6 января).
  • 24 февраля – Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи
  • 25 мая – Третье обретение главы Иоанна Предтечи
  • 29 августа – Усекновение главы Иоанна Предтечи
  • 23 сентября – Зачатие Иоанна Предтечи и память святых Захарии и Елизаветы.

Армянская Апостольская Церковь отмечает “Рождение Иоанна Предтечи” 15 января, а 7 июня – “День памяти святого Иоанна Предтечи”. 1 сентября – праздник “Святых Иоанна Предтечи и Иова Праведного”.

В Украине, Беларуси и России 7 июля отмечается День Ивана Купалы. Считается, что Иван Купала – это народный славянский вариант имени Иоанна Крестителя, поскольку «крестить» в греческом языке по смыслу то же, что «купать».

В западном христианстве

Обычно день смерти святого отмечается как день его праздника, поскольку он знаменует его dies natalis, или “день рождения”, в вечную жизнь. Из этого правила есть два заметных исключения: день рождения Пресвятой Девы Марии и день рождения Иоанна Крестителя. Согласно римско-католической традиции и учению, Мария была свободна от первородного греха с первого момента своего существования (само ее зачатие отмечается отдельным праздником), в то время как Иоанн был очищен от первородного греха в утробе своей матери.

Рождество Иоанна Крестителя, хотя и не является широко распространенным государственным праздником за пределами Квебека и Пуэрто-Рико, является высокопоставленным литургическим праздником, отмечаемым в римско-католической, англиканской и лютеранской церквях.

Поскольку в Римском обряде он празднуется с 1970 года как торжество, в форме 1962 года этого литургического обряда как праздник первого класса, а в еще более ранних формах как двунадесятый праздник, он имеет приоритет над воскресеньем, на которое он выпадает. Реформатские и свободные церкви придают этому празднику меньшее значение.

Как и Рождение Богородицы, этот сюжет часто изображается в искусстве, особенно во Флоренции, чьим покровителем является святой Иоанн.

Реформатор Мартин Лютер написал гимн о крещении “Christ unser Herr zum Jordan kam”, который стал ассоциироваться с днем Крестителя. Праздник отмечался в лютеранском Лейпциге, Иоганн Себастьян Бах написал по этому случаю три церковные кантаты, особенно хоральную кантату на гимн Лютера.

Обычаи

В Средние века по всей Европе в канун его праздника на горах и вершинах холмов зажигали “костры святого Иоанна”. Как первый день лета, день святого Иоанна считается в древнем фольклоре одним из великих праздников года.

В этот день происходили гадания. Травы наделяются необычными целебными свойствами, которые они сохраняют, если их сорвать в ночь праздника. В Германии эти травы называют Johanneskraut (травы святого Иоанна), и люди приносят их в церковь для особого благословения.

В Скандинавии и славянских странах существовало древнее суеверие, что в День святого Иоанна ведьмам и демонам разрешается бродить по земле. Как и на Хэллоуин, дети ходили по домам и требовали “угощения”, соломенные фигурки бросали в огонь, и производили много шумят, чтобы прогнать демонов.

Важную роль в обрядности этого праздника играет вода, в частности ритуальное купание, поскольку воде в этот день приписывают чудодейственное воздействие.

Рождество Иоанна Предтечи
Оцените статью
Скрепы - справочник по православию
Добавить комментарии