Главная » Святые » Житие святых » Житие Феодосия Печерского

Житие Феодосия Печерского

Феодосий Печерский – первый преподобный Русской православной церкви, «отец русского монашества». Этот святой, живший в XI столетии, известен как церковно-политический деятель, автор литературных произведений, основатель Киево-Печерского монастыря. Феодосий был канонизирован в 1108 г. Описанием его жизненного пути занимался Нестор Летописец, посвятивший Преподобному обширный труд. Текст имеет историческую основу, представленную легендами, преданиями, устными рассказами монахов.

преподобный

Краткая характеристика произведения

«Житие Феодосия Печерского» является ярчайшим образцом древнерусской литературы. Работа имеет не до конца выясненную историю создания. Датой ее написания является год 1080 или начало XII века. Произведение принадлежит к выдающимся литературным памятникам Киевской Руси и Московского Царства. В труде Нестора, являвшегося монахом Киево-Печерского монастыря, описываются разные этапы жизни Святого – от рождения и до самой смерти.

Житие состоит из двух объемных частей. Первая посвящена детству и юности Преподобного, непростым взаимоотношениям с собственной матерью. Содержание второй является его жизнеописанием и историей становления Печерского монастыря.

Начинается житие со вступления, в котором автор просит Господа помочь ему в написании. Основное повествование разбито на ряд небольших рассказов, посвященных центральному персонажу. Каждый из написанных разделов красноречиво иллюстрирует святость и духовные совершенства главного героя.

Если вы хотите прочитать само житие, то сделать это можно например на сайте http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4872.

О чем повествует житие

Дата рождения Феодосия Печерского – 1008 г. Главный герой жития появился на свет в городе Василькове (ранее – Василев), расположенном под Киевом. Будущий святой воспитывался в знатной семье, однако не стремился к роскоши и более всего тяготел к Богу.

Детские годы и юность

Труд, созданный в житийном жанре, сообщает: уже с ранних лет Феодосий был непохож на своих сверстников. Он часто посещал церковь, носил скромную одежду, избегал детских игр и забав. Мальчик рано овладел грамотой и поражал всех необыкновенно мудрыми изречениями.

Когда Феодосию исполнилось 13 лет, его семья перебралась жить в Курск. Вскоре отец мальчика скончался. После этого отрок стал еще больше времени посвящать чтению Божественного писания и посещению церковных служб.

Известно, что мать Феодосия не желала видеть его среди богослужителей. Женщина наказывала сына за его религиозные поступки – попытку отправиться в Иерусалим, ношение вериг (железного пояса и других приспособлений для усмирения плоти). Вместо того чтобы гневаться, юноша терпеливо принимал это, благодарил Бога за посланные испытания и искренне молился за свою мать.

Постриг в монахи

Однажды Феодосий решил тайно покинуть родной дом и отправиться в Киев. Будучи вдохновленным рассказами о преподобном Антонии, он мечтал увидеться с ним. Придя в пещеру к старцу, отрекшемуся от мира, Феодосий стал слезно просить принять его в иночество. Антоний благословил юношу и отдал на попечение блаженному Никону. В скором времени этот священник постриг 23-летнего Феодосия в монахи.

В последующие годы Феодосий с глубокой верою служил Богу, исполнял все наставления старца Антония. Не жалея себя, он молился по ночам, а в дневное время занимался тяжелым физическим трудом. Молодой инок строго соблюдал посты и вызывал огромное уважение верным служением Господу. За его праведную жизнь преподобный Антоний и блаженный Никон неустанно славили Бога.

Мать Феодосия долгое время разыскивала его. Встретив сына в Печерской обители, она стала просить о возвращении домой. В скором времени женщина и сама приняла постриг в одном из женских монастырей, где оставалась до конца своих дней.

страницы

Игуменство и основание Киево-Печерского монастыря

В 1057 г. преподобный Антоний призвал к себе Феодосия и благословил его стать игуменом Печерского монастыря, где обитали 12 братьев. В последующие годы было возведено деревянное здание обители и принят ее первоначальный устав. Также Феодосий инициировал строительство церкви в честь Успения Богородицы.

Времена игуменства Преподобного приходились на тяжелый и смутный период. Князья Святослав Черниговский и Всеволод Переяславский отстранили от власти старшего брата Изяслава Киевского. Однажды они пригласили преподобного на обед, однако игумен наотрез отказался. В дальнейшем он открыто изобличал их в незаконном присвоении братнего престола.

Феодосий каждый день приучал иноков к истинному покаянию. Он не боялся надрывного труда, носил жесткую власяницу и питался скромной пищей. Преподобный искренне радовался и славил Бога, когда его ученики читали молитвы, и глубоко огорчался из-за их оплошностей. При жизни Святого монастырь Печерский по-настоящему процветал, и его часто сравнивали с небесной обителью.

Редкое смиренномудрие Феодосия удивляло всех окружающих. Он учил братию не возноситься, избегать прямого осуждения ближних, ставить себя ниже других и подкреплял все сказанное личным примером.

Житие Преподобного было наполнено состраданием к ближним. Феодосий помогал бедным, нищим и больным. Он селил при обители всех нуждающихся, отдавал на их обеспечение десятую часть монастырского дохода. По субботам игумен посылал хлеб заключенным темниц и тюрем. Разбойников он всячески наставлял на совершение праведных дел.

Смерть преподобного Феодосия

Автор текста повествует о том, что, будучи святым, Феодосий заранее знал день собственной кончины. 16 мая (3 мая по старому стилю) 1074 года Преподобный покинул этот мир и отошел к Господу. Игумена похоронили в пещере, которую он выкопал самостоятельно при жизни для пребывания наедине с Богом. В 1091 г. его мощи, ставшие нетленными, принял Успенский собор.

игумен

Чудеса святого

Преподобный Феодосий при жизни славился многими чудесами:

  • когда у братии заканчивались припасы или был неурожайный год, после его молитв появлялись люди, желающие помочь, и привозили в обитель необходимый провиант;
  • неоднократно на монастырь пытались напасть разбойники с целью грабежа, однако видели, как здание воспаряет ввысь, и в ужасе отступали прочь;
  • прохожие не раз наблюдали, как Преподобный Феодосий стоял возле церкви и молился, а вокруг распространялся невероятный свет.

Нестор упоминает интересный рассказ жителей, чьи дома находились неподалеку от монастыря. Однажды ночью людей разбудил хор голосов, исходящих от обители. Выйдя узнать, что происходит, они увидели процессию с иконой Пресвятой Богородицы. Возглавлял ее Феодосий, а за ним было множество, как показалось очевидцам, иноков. Окончив шествие, они все вместе помолились, затем вернулись в церковь с пением.

Как выяснилось позже, жители монастыря в описанных событиях не участвовали. Тогда стало ясно, что люди видели Преподобного вместе с молящимися ангелами.

Особенности произведения

Литературный труд Нестора Летописца отличают следующие художественные достоинства:

  • большое количество реалистичных деталей;
  • психологизм характеров;
  • правдоподобные реплики и беседы;
  • разнообразие стилистических средств.
  • яркая символика и метафоричность.

Лексический анализ произведения обнаруживает в нем немало интересного. В тексте органично переплетаются 2 основных языка – старославянский и русский (элементы второго составляют меньшую долю). В некоторой степени в тексте представлены иноязычные слова. Другими языковыми особенностями жития являются:

  • соединение лексики разных стилей (церковные термины повсеместно чередуются с бытовыми выражениями);
  • сложное склонение имен прилагательных и причастий;
  • преобладание простых синтаксических конструкций над сложными;
  • изобилие библейских цитат, молитвословных текстов.

По причине своей богословской глубины и патриотического пафоса «Житие Феодосия Печерского» приобрело огромную популярность. Повествование вошло в состав Киево-Печерского патерика, а также было помещено в отдельные сборники.

Будучи памятником древнерусской письменности, житие стало в последующие эпохи образцом для многих авторов. Благодаря новаторству Нестора стала активно развиваться традиция создания других житийных произведений, в увлекательной форме описывающих деяния православных святых.

Оставьте комментарий