Владимирская икона Божией Матери

Владимирская икона Божией Матери принадлежит к наиболее древним и почитаемым на Руси православным святыням. Эта религиозная картина является самым ранним богородичным образом. Икона обладает огромной силой. Множество раз она являла верующим христианам свои необыкновенные способности. Сегодня Владимирский лик Девы Марии считается главной чудотворной иконой России. В течение года празднование чудотворного образа Божией Матери проводится несколько раз.

лик

История возникновения святого лика

Существует давняя легенда о том, как была создана бесценная реликвия. Согласно ей, создателем Владимирской иконы Божией Матери является евангелист Лука. Этот святой человек сотворил оригинал во время трапезы, в которой принимали участие Иисус Христос, Пречистая Дева Мария и ее обручник праведный Иосиф. Подлинник Владимирской иконы Божией Матери был написан не на холсте. Основой для него стала доска от стола, где находилось все Святое Семейство.

По преданию, Матерь Божия благосклонно отнеслась к работе мастера. Увидев созданное им изображение, Богородица произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя да будет с этой иконой».

Существует предположение о том, что религиозная картина с самого начала своего появления была задумана как двусторонняя. Это подтверждается устоявшейся традицией рисовать на ее обратной стороне престол с символами Страстей. Здесь присутствовали алтарный покров, Евангелие, Святой Дух в виде голубя, терновый венец. Позади престола виднелся крест с Голгофы, на котором распяли Христа. Все эти элементы выступают символами Христовых мучений, воскрешения Спасителя и предстоящего суда над живыми и мертвыми.

Вплоть до 450 года н. э. Божественное изображение пребывало в Иерусалиме. Позже чудотворная картина много путешествовала по миру и посетила немало святых мест, в том числе и русские земли.

Описание святыни

С точки зрения иконографии, Владимирский лик относится к типу Елеуса. Такая разновидность изображений была создана византийскими иконописцами в XI столетии. Ее название переводится с греческого языка как «милующая, ласкающая».

В Древней Руси данный тип картин принято называть «умилением». Это самый лиричный из всех вариантов богородичных изображений, посвященный интимной стороне общения Девы Марии с Ее Сыном. Ранее в православных храмах Владимирскую икону помещали в алтаре в качестве двустороннего запрестольного лика. Также эту святыню использовали как заалтарную и выносную.

Икона выполнена на золотом фоне и изображает Божию Матерь с Младенцем. Дева Мария предстает на картине в роскошном одеянии. На образе видны часть синего чепца Богородицы, кайма мафория с богатой золотистой отделкой. Маленький Иисус, прильнувший к Своей Пречистой Матери, изображен в хитоне, имеющем рукава до локтя. Из-под них виднеются прозрачные рубашечные края.

Богоматерь нежно удерживает на руках Божие Дитя. Ее образ излучает невероятную любовь. В то же время взгляд Богородицы наполнен глубокой скорбью и состраданием к Иисусу. Младенец обнимает Деву Марию и прижимается щекой к Ее щеке. Из-под одеяния Спасителя видны его голая левая ступня и подошва маленькой ноги. Упомянутая деталь является характерной особенностью для оригинала Владимирской иконы и списков этой композиции.

Священная картина выглядит очень трогательно. Кроме видимой идеи, в ней присутствует глубокий богословский смысл. Царица Небесная, нежно удерживающая Своего Сына, символизирует душу, которая пребывает в духовном общении с Создателем. Объятия Марии и Младенца, Ее скорбный взгляд свидетельствуют о знании предстоящих трагических событий, предвидении крестных страданий Спасителя и глубоком переживании за дальнейшую судьбу Божьего Сына.

При создании картины мастер использовал особую систему соотношения тонов. Здесь органично сочетаются зеленоватые оттенки, светлые и затемненные элементы, обеспечивающие специфический эффект присутствия на образе рассеянного, мерцающего света.

образ

Значение образа в православии

Владимирская икона считается главной национальной святыней России, ее покровительницей и защитницей. В прошлом эта реликвия всегда присутствовала в Успенском соборе Кремля на торжественной церемонии помазания государей на царствование. Образ обязательно находится на избраниях первосвятителей. Перед ним приносят присягу на верность Отчизне.

За время своего существования Владимирский лик Богоматери многократно отводил различные беды от верующих христиан, исцелял больных, защищал обиженных и обездоленных. В истории известно немало случаев, когда икона спасала российское государство от нападения иноземных врагов, от порабощения, разорения и кровопролития.

Владимирский образ Девы Марии с Младенцем стал самым известным на русской земле. Во все времена к нему стекалось огромное количество верующих людей, желающих по молитвам к иконе устранить жизненные препятствия, защититься от зла, избавиться от недугов, попросить выздоровления для своих близких и родных. Поклониться святыне прибывали и продолжают приезжать жители самых отдаленных уголков страны.

Где побывала Владимирская икона

После длительного пребывания в Иерусалиме Владимирская икона была перенесена в Константинополь. В первой половине XII века Лука Хризоверх, являвшийся патриархом Царьграда, подарил ее древнерусскому князю Юрию Долгорукому. Этот великий правитель распорядился передать образ Вышгородскому женскому монастырю под Киевом. Здесь изображение достаточно быстро проявило таящуюся в нем небывалую силу и стало известным на всю Русь как чудотворное.

Узнав о многих удивительных явлениях, связанных с иконой Девы Марии, князь Андрей Боголюбский самовольно принял решение отвезти ее в северные земли. В дороге с ним и его попутчиками случилось неожиданное происшествие: поблизости с городом Владимиром кони, перевозящие святыню, внезапно остановились и категорически отказались идти дальше. Произошедшее было воспринято как Божий знак, после чего путники заночевали в этой местности.

Ночью князю явилась сама Богородица, державшая в своей руке свиток со священными письменами. Пречистая Дева Мария приказала правителю оставить икону в городе Владимире, а также построить на его территории обитель с храмом и назвать их в честь Ее Рождества. Именно после этих событий, случившихся в 1160 г., за иконой навсегда закрепилось название Владимирской.

Оказавшись свидетелем необъяснимых чудес, связанных с Божественной картиной, Андрей Боголюбский в значительной мере оказал содействие повсеместному почитанию Богородицы. В период его княжения на Руси возводились многочисленные храмы в честь Царицы Небесной, создавались точные копии оригинала Владимирской иконы.

Дальнейшая история реликвии преимущественно связана с российской столицей. В Москву образ попал в 1395 г., куда верующие христиане перенесли его во времена нашествия монголо-татар.

Оригинал и списки картины

В настоящее время местом хранения подлинной Владимирской иконы Божией Матери является храм-музей Святителя Николая, функционирующий при Третьяковской галерее. Он расположен в Толмачах и имеет статус домовой церкви.

Самые известные списки богородичного образа:

  • Заоникиевская икона Божией Матери. Лик был явлен в 1588 г. Илариону, благочестивому жителю села Обухова Вологодской епархии. Этот поселянин страдал потерей зрения и постоянно молился о его восстановлении. Однажды ему явились святые богоугодники Косма и Дамиан, подсказавшие, куда требуется идти для выздоровления. Придя в указанное место, абсолютно слепой Иларион внезапно увидел сияющую неземным светом Владимирскую икону. Мужчина приложился к святыне и мгновенно обрел утраченное зрение. После этого он возвел церковь, ставшую впоследствии Заоникиевскою обителью. Сам Иларион принял в этом монастыре постриг и получил имя Иосиф, а в последующие годы Заоникиевская икона Богородицы совершила еще немало исцелений;
  • Оранская икона Божией Матери. Эта картина является точной копией Владимирского лика Девы Марии. Ее авторство принадлежит протопопу Кондрату, обладавшему талантом иконописи. В нижней части образа присутствуют московские святые (митрополиты Петр, Иона, Алексий, царевич Дмитрий, блаженные Василий, Иоанн и другие). Образ несколько лет пребывал в селе Бочеево, у местного жителя Петра Гладкова. В 1634 г. этот человек услышал во сне голос, приказавший ему возвести храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Мужчина выполнил данный ему наказ и передал в новую церковь икону Богородицы. Вскоре в округе стали происходить многочисленные чудеса, а монастырь начали именовать Оранским. После революционных событий 1917 г. обитель подверглась разорению, а священную реликвию передали Нижегородскому историко-архитектурному музею. Здесь она находится и поныне;
  • Черногорская (Красногорская) икона Божией Матери. В эпоху царствования Бориса Годунова на берегу реки Пинеги (правом притоке Северной Двины) обитал игумен по имени Варлаам. У этого монастырского настоятеля имелась копия Владимирской иконы. В старости он стал задумываться о том, кому же передать эту драгоценную святыню. Однажды во сне настоятель услышал, что кто-то повелевает ему одарить иконой священнослужителя Мирона. Явление повторилось еще трижды, после чего Варлаам стал разыскивать этого человека. Игумен не знал его, однако по Божьей воле ему удалось встретиться с Мироном. Игумен передал этому праведнику святыню. Мирон принял реликвию и вскоре возвел на Черной горе новый монастырь. В 1608 г. обитель была освящена, а икона получила название Черногорской (позже ее стали именовать Красногорской). В течение последующих лет этот образ прославился своими небывалыми способностями по всей русской земле.

Среди других чудотворных копий Владимирской иконы значатся Псковско-Печерский лик «Умиление», созданный иеромонахом Арсением в начале XVI столетия, Ростовский образ Божией Матери, автором которого является знаменитый древнерусский художник Алипий Печерский.

икона

Празднование образа и явленные чудеса

Празднование Владимирской иконы осуществляется трижды в году. Это символизирует троекратное спасение Руси от вражеского нашествия. По новому стилю дни почитания Божественного лика приходятся на несколько дат:

  • 3 июня;
  • 6 июля;
  • 8 сентября.

В начале лета, 3 июня, чествование иконы проводится в память о событиях, происходивших в далеком 1521 г. В то время крымский хан Махмет-Гирей напал на Москву со своими несметными полчищами. Чтобы спасти столицу от захватчиков, митрополит Варлаам и все местное население днями и ночами молились перед Владимирским образом. После этого у одной из монахинь кремлевского Вознесенского монастыря было видение свыше. В нем святые московские митрополиты Петр и Алексий выносили икону через закрытые двери обители и совершали с ней крестный ход, а преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский молили Пречистую Деву о защите русского народа. После вмешательства Царицы Небесной татарским племенам привиделось великое воинство в сияющих доспехах, и они в ужасе покинули пределы Москвы.

Ежегодно 6 июля православные жители России вспоминают избавление от тяжкого ига монголо-татар. В 1480 г. хан Ахмат выступил с огромным войском на Русь, правители которой отказались платить ему установленную ранее дань. В пределах устья реки Угры его остановила русская рать, после чего начался затяжной бой. Далее имело место «стояние на Угре», в период которого обе стороны сохраняли нейтралитет. Во время описанных событий вся Русь денно и нощно читала молитвы к Пречистой Деве Марии. Больше всего молящихся пребывало у Владимирской иконы. Результатом горячих просьб к Небесной Царице стало скорое отступление врага и его полное изгнание с русских земель. В память о таких чудесных событиях реку Угру начали именовать не иначе как Пояс Богородицы. В дальнейшем в российской столице появилась ежегодная традиция совершать крестный ход из Успенского собора к Сретенскому монастырю.

8 сентября Православной церковью установлен праздник в честь избавления от племен, веками угнетавших русский народ. В 1395 г. Москва была атакована Тамерланом и его безжалостными войсками. Ситуация оказалась очень тяжелой, и единственной надеждой на спасение стало справедливое Божественное вмешательство. Великий князь Василий Дмитриевич повелел доставить в Москву икону Богородицы, хранящуюся во Владимире. После ее прибытия был проведен крестный ход, а перед святым образом стояли на коленях все – и представители высшего духовенства, и бояре, и члены княжеской семьи, и простой люд. Божия Матерь вняла просьбам уповавших на Нее и явила удивительное чудо во имя спасения человеческих жизней. Тамерлану, находящемуся в шатре на берегу Москвы-реки, было послано откровение: он увидел, как по склону высокой горы спускаются святые мужи с золотыми посохами, а над ними в необыкновенно ярком сиянии парят Пречистая Дева Мария и ангелы с огненными мечами. Грозный правитель татар ужаснулся такому небывалому зрелищу. Собранные им мудрецы и старейшины правильно растолковали увиденный знак. Они сочли его проявлением небесного заступничества и предупреждением свыше о необходимости оставить православный народ в покое. После этого Тамерлан решил не перечить Божьей воле. Он повелел поскорее покинуть пределы русской столицы и увести обратно татарские войска.

Чудотворной силой обладает не только подлинник святыни, но и ее многочисленные списки. Хорошо известна история о том, как в 1771 г. Владимирская икона Божией Матери «Оранская» спасла жителей Нижнего Новгорода от губительной эпидемии чумы. Заоникиевский образ прославился многочисленными исцелениями тел и душ верующих людей, избавлением от бесноватости, помощью в опасных ситуациях и другими удивительными чудесами.

О чем молятся у Владимирской иконы

Владимирская икона считается сильной покровительницей русских православных людей. Верующие молятся перед ней в любой сложной ситуации. Богородичный образ помогает:

  • принять правильное решение при обуревающих сомнениях;
  • разрешить конфликтные ситуации, примириться при разногласиях;
  • укрепить дух в тяжелый период жизни, приобрести мудрость и терпение;
  • сохранить любовь и взаимопонимание в семье, избежать ссор и недопонимания между супругами;
  • защитить дом от недоброжелателей, сглаза, порчи и другого негатива;
  • противостоять врагам, разрушить коварные умыслы злых людей;
  • оградиться от дьявольских искушений, греховных помыслов, избежать постыдных поступков;
  • предотвратить серьезную угрозу для жизни или случайную смерть;
  • раскаяться, получить прощение совершенных грехов через молитвы Девы Марии к Господу.

Владимирский лик Божией Матери уже много веков славится своей способностью исцелять от различных заболеваний. Чаще всего православные христиане, обратившиеся за помощью к Деве Марии через эту святыню, излечивались от болезней глаз, сердца, женского или мужского бесплодия.

Как и другие иконы, на которых изображена Пречистая Богородица, Владимирский образ покровительствует детям различных возрастов. Родители могут молиться у него о здравии своих чад, о наставлении их на правильный путь, предотвращении плохого влияния окружающих.

Молитвы перед чудотворной иконой дарят выздоровление не только телесное, но и духовное. Святыня помогает обрести истинную веру, очистить душу от всяческого зла, подсказывает, как прожить благочестивую жизнь, достойную истинного христианина и угодную Создателю.

Владимирская икона Божией Матери
Оцените статью
Скрепы - справочник по православию
Добавить комментарии