Еврейская пасха Песах

Главный еврейский праздник Песах иногда именуют иудейской Пасхой. Официальные альтернативные названия – Хаг-а-Херут («Праздник свободы»), Хаг-а-Вив («Праздник весны») и Хаг-а-Мацот («Праздник опресноков»). Праздник посвящен исходу евреев из египетского рабства, произошедшему в 2448 году по еврейскому календарю (около 3300 лет назад).

фото

История праздника Песах

Этот праздник тесно связан с историей иудеев. Три с половиной тысячи лет назад Древний Египет завоевали кочевники – гиксосы. Они привлекли к управлению страной правнука Авраама Иосифа, ставшего со временем первым министром. Иосиф способствовал переселению сородичей-евреев в наиболее благополучный район Египта – Гесем.

В XVI в. египтяне изгнали гиксосов и восстановили контроль над страной. Но они опасались, что проживающие в приграничном Гесеме евреи договорятся с врагами, и стали их всячески притеснять. Постепенно евреи из привилегированной касты превратились в рабов, используемых на самых тяжелых работах в каменоломнях и строительстве. Для подрыва всякого сопротивления фараон распорядился убивать всех рождающихся иудейских мальчиков.

Мать одного из таких мальчиков, Моисея, три месяца скрывала его. Когда это перестало быть возможным, она положила сына в корзину и оставила на берегу Нила в зарослях тростника. Корзину обнаружила пришедшая туда купаться дочь фараона. Она пожалела плачущего младенца и, взяв под свое покровительство, на некоторое время вернула в родную семью. В дальнейшем Моисей жил при дворе фараона на правах приемного сына. Но собственное привилегированное положение не заглушило в нем боль за положение родного народа.

Моисей несколько раз обращался к фараону с просьбой разрешить евреям переселиться и каждый раз получал отказ. Тогда Бог обрушил на Египет бедствия, названные в Ветхом Завете десятью египетскими казнями. Только последняя из них возымела действие: фараон согласился отпустить иудеев (подробнее см. в следующем разделе).

Происхождение названия

Слово «Песах» в переводе с иврита означает «Прошел мимо». Речь идет о событии иудейской истории, связанном с периодом нахождения евреев в рабстве в Египте. Согласно Ветхому Завету, Бог желал их освобождения, которому противился египетский фараон. За это Бог покарал страну десятью казнями, последней из которых стала гибель первенцев во всех египетских семьях, не исключая и фараонскую.

Перед этим Бог повелел иудеям пометить ворота их домов кровью жертвенного ягненка. При исполнении десятой египетской казни Бог «прошел мимо» помеченных еврейских домов, не причинив вреда их обитателям.

После смерти собственного сына египетский фараон сдался и отпустил евреев. Песах – праздник освобождения из рабства и исхода из Египта.

Даты празднования и продолжительность

Начало празднования главного еврейского праздника Песах – 14-й день месяца нисана в иудейском религиозном лунном календаре. Этот месяц приходится на март-апрель гражданского григорианского календаря.

В пределах Израиля Песах празднуется неделю, первый и последний день которой – официальные выходные. В странах, где существуют еврейские диаспоры, Песах отмечается еще один день.

В текущем (2021) году Песах праздновался с вечера субботы 27 марта до ночи воскресенья 4 апреля. А в следующем, 2022 г. праздник будет отмечаться с вечера четверга 14 апреля до ночи субботы 23 апреля.

за столом

Как отмечают Песах

Традиции

Празднование Песаха детально регламентировано. После посещения синагоги и захода солнца 14 нисана иудейские семьи собираются на седер – ритуальный ужин. На него принято приглашать и одиноких или неимущих людей. Праздничная трапеза обязательно сопровождается чтением молитв и священных книг иудаизма.

На столе в первую очередь должна быть маца – пресные лепешки, для выпекания которых используется мука из пшеницы, полбы, овса, ржи или ячменя. При их изготовлении строго выдерживаются 18 минут выпечки, при превышении которых начинается недопустимый (см. ниже) процесс брожения.

маца

Присутствующая на столе горькая зелень марор – символ горечи египетского рабства, а смесь яблок, фиников и орехов харосет напоминает глину, из которой подневольные евреи изготовляли кирпичи. Основные (конечно, кошерные) блюда – куриный суп с клецками из мацы, запеченное мясо и фаршированная рыба.

Некоторые блюда подаются не для употребления в пищу, а как символ. Такова, например, жареная баранина с косточкой зероа – символ жертвоприношения в иерусалимском храме. Не едят также карпас – вареный картофель с зеленью и бейца – крутые яйца. В конце трапезы дети находят и съедают афикоман – кусочек мацы, спрятанный взрослыми.

афикоман

Во время ужина осушаются четыре бокала вина (дети пьют виноградный сок). Их количество соответствует числу обещаний, выданных Богом иудейскому народу. Пятый кубок наполняется для пророка Элияха – провозвестника «великого дня Господня».

После седера следует пять полурабочих дней, именуемых буднями праздника. Особо отмечается последний, нерабочий день Песаха, в который вспоминают расступившиеся перед покинувшими Египет евреями воды Красного моря. Согласно Ветхому Завету, египетский фараон, отпустивший было иудеев, после передумал и приказал войску нагнать и вернуть их. Но Бог после выхода евреев по дну на другой берег Красного моря повелел его водам сомкнуться и поглотить преследователей.

изображение

В седьмой день Песаха желательно отправиться к водоему или хотя бы к фонтану, где нужно прочитать текст «Песни на море», которую пели евреи, увидевшие гибель своих преследователей.

Запреты

В период Песаха действует строжайший запрет на хамец – продукты, изготовленные с применением процессов закваски или брожения (хлеб, пиво и т. п.). Причем речь идет не только об их употреблении, но и даже о наличии в доме. Такие продукты уничтожают или продают неевреям (причем не возбраняется выкупить их по окончании Песаха).

Этот запрет опять-таки связан с историей Исхода из Египта. В стремлении быстрее покинуть эту страну евреи даже не стали дожидаться созревания теста для хлеба в дорогу. Поэтому в пути им пришлось питаться пресным хлебом. Так вот, хамец напоминает о ненавистном рабстве, поэтому его не должно быть в доме правоверного иудея в период Песаха.

Отличие иудейского Песаха от христианской Пасхи

События, связанные с возникновением праздника Песах, произошли задолго до Рождества Христова. Песах и христианская Пасха никак не связаны: есть лишь некоторые переплетения. Иисус Христос жил в иудейской среде, соблюдавшей религиозные обычаи. Последняя трапеза Христа с учениками – Тайная вечеря – произошла 14 нисана, когда отмечался Песах. Обращаясь к ученикам, Иисус сам себя уподобил пасхальному агнцу.

Ироничное выражение «до еврейской Пасхи» означает «никогда».

Оцените статью
Скрепы - справочник по православию
Добавить комментарии