Главная » Иконы » Икона Успение Пресвятой Богородицы

Икона Успение Пресвятой Богородицы

Икона «Успение Пресвятой Богородицы» посвящена событиям, происходившим в период земного бытия Божией Матери. В память о дне, когда Дева Мария покинула наш мир, Православной церковью установлен двунадесятый праздник. В соответствии с новым стилем его принято отмечать 28 августа (согласно старому – 15 августа). Дате, с приходом которой весь христианский мир вспоминает об Успении Пречистой Богородицы, сопутствует один день предпразднства и 8 дней почитания.

изображение

Как состоялось Успение Богородицы

Успение, обозначающее кончину Девы Марии, Ее уход из человеческого мира в Царство Небесное, не описывается в Библии. Сведения об этом событии, обладающем огромным значением для всех верующих людей, сохранились в церковных преданиях и апокрифах.

Согласно старинным писаниям, за три дня до кончины Богородице явился архангел Гавриил. Небесный посланник сообщил, что совсем скоро Она уйдет к Иисусу Христу. Пресвятая Дева стала готовиться к переходу в вечность и прощаться с преданными Ей людьми.

Трех дней оказалось недостаточно для того, чтобы увидеть всех апостолов, поскольку некоторые из них находились в это время на большом расстоянии. Богородица стала молиться Сыну о помощи, после чего случилось чудо: тех, кто проповедовал в далеких краях, ангелы доставили по воздуху в Иерусалим, к самому дому Девы Марии.

В день своей кончины Богородица мирно лежала на одре, окруженная самыми близкими людьми. Вскоре горница озарилась светом Божественной славы, и все присутствующие увидели Христа, который забрал с собой душу Богоматери.

Богородица была похоронена в месте, где прежде погребли Ее родителей Иоакима и Анну, а также обручника Иосифа. По легенде, один иудейский священник по имени Афония вздумал перевернуть одр Божией Матери при прохождении траурной процессии, однако незамедлительно понес заслуженное наказание: к нечестивцу явился ангел с мечом и отсек ему обе руки. Священник устыдился своих умыслов, затем уверовал в Единого Бога и стал христианином.

На третий день после похорон апостол Фома прибыл в Иерусалим. Он был сильно огорчен оттого, что не успел попрощаться с Пречистой Девой. Придя в пещеру, где было оставлено тело Богоматери, Фома и другие ученики Христа увидели пустой гроб. В тот же день во время вечерней трапезы Богородица явилась апостолам и сообщила: «Радуйтесь! Я с вами есмь во вся дни».

образ

Появление священной картины

История создания картин, изображающих Успение Божией Матери, начинается с IX столетия. Этот период известен в истории как время, когда христианская Церковь сумела преодолеть еретические тенденции, отстоять право на почитание икон и закрепить многие важные положения. Когда эпоха иконоборчества завершилась, праздник Успения был окончательно сформирован и стал активно отображаться художниками.

Поначалу священные картины выглядели достаточно просто и лаконично. Ранние полотна отличались незатейливостью, наличием небольшого количества фигур и деталей. К самым первым изображениям Успения относят рельефные композиции и книжные миниатюры. Появившиеся позже переносные иконы и храмовые росписи позволили мастерам значительно обогатить религиозный сюжет, сделать его более выразительным и насыщенным.

В XIII в. иконография Успения достигла своего пикового развития. В этот период был полностью оформлен образ, ставший впоследствии каноничным. С тех пор в него практически не вносили никаких изменений, за исключением мелких деталей.

Одной из самых знаменитых работ является композиция Феофана Грека, созданная около 1390 г. Такая картина, представляющая собой двустороннее полотно, породила в дальнейшем традицию создавать иконы с изображением на обеих поверхностях.

Описание композиции

Большинство икон Успения имеют значительное сходство друг с другом.

  1. В центральной части композиции всегда изображается Божия Матерь, лежащая на смертном одре с безмятежным выражением лица и прикрытыми глазами, облаченная в одежды приглушенных тонов. Ее тело нередко выглядит немного эфемерным – такой прием используется для того, чтобы подчеркнуть неземную природу происходящих событий.
  2. У изголовья одра присутствуют апостолы, явившиеся для прощания с Богородицей. На картине всегда изображается Иоанн Богослов, которому Христос, будучи распятым на кресте, указал на Деву Марию и сказал: «Се мать твоя». При этом Спаситель подразумевал духовное родство и почитание Богородицы как самого близкого человека. Рядом с Иоанном изображается Петр, окуривающий ложе фимиамом. Также картина содержит образы Луки, Варфоломея, Марка, Матфея.
  3. Возле умирающей Богоматери видны фигуры Дионисия Ареопагита и Игнатия Богоносца. Эти святители присутствуют на большей части икон Успения, поскольку именно им принадлежат письменные свидетельства о великом событии.
  4. За ложем находится Иисус Христос, удерживающий в руках небольшую фигурку новорожденного с нимбом. Такая деталь символизирует чистейшую душу Божией Матери, за которой пришел Ее Сын. Спасителя часто рисуют в сфере синего цвета. Вместе с ним в этом символе Небесного Царства видны херувимы.

Все события происходят в комнате, в которой имеются арки, колонны, окна. Иногда на картине изображен более скромный интерьер – два столба и висящая на них ткань. Перед одром часто располагается горящая свеча, символизирующая догорание земной жизни Божией Матери.

святыня

Дополнительные детали и значение реликвии

Некоторые варианты иконы содержат изображения двух фигур, находящихся в нижней части полотна, под одром Пречистой Девы. Чаще всего это ангел с мечом и человек, изображающий молитвенный жест. Преимущественно их ассоциируют с эпизодом, произошедшим во время погребения Царицы Небесной. Молящийся человек – это тот самый священник Афония, который усомнился в святости Богородицы, намеревался осквернить похоронный обряд, за что и был покаран небесным посланником. На отдельных композициях его отрубленные запястья изображаются висящими на краю постели, а сам иудейский священник стоит в стороне от ложа.

Православные христиане утверждают, что в картине, посвященной событиям Успения Богородицы, заключена очень важная для всех верующих истина о жизни и смерти. Святыня напоминает, что физическая кончина не является окончательным финалом и состоянием небытия. Изображенное на иконе свидетельствует, что после завершения земной жизни человек продолжает свое существование в светлом Небесном мире. При этом следует помнить, что путь к нему подразумевает скорби и возможные гонения, однако в конце всех страданий верующего непременно ожидает вечное блаженство в Царстве Божием, в окружении праведников, святых и архангелов Господних.

Какие молитвы читают перед иконой Успения

Православные христиане молятся у иконы Успения, чтобы получить от Пречистой Девы помощь при болезнях, душевных терзаниях, несправедливости, клевете. Молитва к Царице Небесной через Ее светлый образ придает сил в борьбе с пагубными пристрастиями, позволяет находить выход из запутанных ситуаций, противостоять козням недругов, получить защиту для дома и семьи от злых людей, темных магических чар. Божия Матерь оказывает поддержку матерям, прибегающим к Ней с просьбами о благополучии своих детей, наставлении их на праведный путь.

Икона Успения используется священнослужителями для напутствия тяжелобольным и умирающим. Вместе с чтением особых молитв, она помогает очистить душу человека, готовящегося вскоре оставить земной мир и войти после смерти физического тела в Царство Господне.

Помощь сайту

Оставьте комментарий

* Нажимая на кнопку "Отправить" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.